ПЛОСКОЕ ПЕРО

Этот пост начнет серию небольших статей непосредственно о каллиграфии. Буду близка к историческим реалиям и начну с разговора о плоском пере, ведь именно с него по сути начинается история каллиграфии :)

 

Именно плоским пером писались первые образцы каллиграфических книг, оно лежит в основе таких исторических почерков, как унциал, минускул, маюскул, фрактура, текстура и ряд других. Изначально перо было гусиным, но сейчас гораздо проще работать с "современными" стальными перьями и их аналогами.

 

Плоские перья бывают разных типов и разной ширины. Одно в них всегда неизменно: оканчивается перо плоской "площадочкой", которая и является пишущим элементом пера, от которого в итоге зависит и внешний вид буквы. Эта площадочка бывает очень широкой или очень узкой, но если кончики пера не сходятся в одной точке, то это перо следует причислять к плоским. На фото ниже представлены примеры плоских перьев (слева направо: Speedball C-0, Tape 3, Tape 1/2.

Стоит отметить, что плакатные перья, известные многим со школы, не являются каллиграфическими. Их иногда используют для написания каллиграфии, но новичкам точно не стоит учиться писать с них.

ПОДГОТОВКА ПЕРА

И широкие и острые перья после покупки необходимо подготовить к работе. Неподготовленное перо - это первая и самая частая ошибка начинающих каллиграфов. В магазины перья поступают обработанными защитной заводской масляной пленочкой. Эта пленка не позволяет перу ржаветь, но при этом и работать нормально она тоже не дает. Если взять неочищенное плоское перо без тушенакопителя, заправить его жидкими чернилами и попробовать писать, скорее всего вы получите не красивую аккуратную линию, а кляксу. Защитная пленка на поверхности пера не позволяет накапливать чернила, и они просто скатываются с поверхности на лист.

 

Бороться с этим можно несколькими способами: можно подержать перо в пламени свечи/спички/зажигалки. Буквально 1-2 секунды - не более! Огонь удалит защитную пленку, но при долгом контакте с пером, может воздействовать и непосредственно на металл, не лучшим образом на него влияя. Из-за этого перо может потерять свою гибкость и быстро выйти из строя. Поэтому многие каллиграфы предпочитают более безопасную чистку: с помощью зубной пасты или мыла. Просто тщательно отмойте ими перо и насухо вытрите тряпочкой. Для удобства можно воспользоваться старой зубной щеткой. После этого перо будет готово к работе.

УГОЛ НАКЛОНА

Каждому историческому почерку соответствует свой угол наклона пера и угол наклона букв. И вот тут главное не запутаться. Углом наклона пера относительно базовых линий определяется характер и толщина линии. При этом в ходе работы важно постоянно следить за тем, чтобы угол не менялся. В противном случае будет потеряна четкость почерка.

 

Угол наклона буквы определяет насколько вертикальные оси букв "завалены" относительно вертикального края листа. Есть строго вертикальные почерки (например Foundational и готика), есть наклонные (Italic). Угол наклона букв у каждого почерка определен индивидуально.

На данном рисунке показан угол наклона пера в 30 градусов. При этом угол наклона букв - 0 градусов (90 на рисунке), то есть оси букв строго вертикальны.

РАЗМЕР БУКВ

Размер букв для каждого исторического почерка определяется размером пера. Так при ширине пера в 3 мм, размер строчных букв для итальянского курсива, составляющий 5 ширин пера, будет равен 15 мм. Размер выносных элементов - тоже 5 ширин пера - 15 мм. В сетках прописей размер пера показывается обычно в начале строки в виде "шашечек". Каждый квадратик в них - это ширина пера.

Тут представлен пример сетки для итальянского курсива. Серая полоса - размер строчных символов, Выше и ниже ее расположены зоны для прописных символов и выносных элементов. Диагонали обозначают углы наклона пера и букв.

ПРОПИСИ

Для начала работы с любым почерком, крайне рекомендуется начать именно с прописей, которые состоят из базовых элементов: палочки, арочки, кружочки. Да, это довольно скучно и нудно, но при этом позволяет привыкнуть к перу, потренировать руку и помочь сделать элементы букв максимально похожими, чтобы сохранить стройность текста в дальнейшем.

Пример базовых упражнений для широкого пера.

УХОД ЗА ПЕРОМ

Еще одно немаловажное правило: перьям нужен тщательный уход! После каждого сеанса работы следует тщательно вымыть перо водой и насухо вытереть салфеткой или тряпочкой. Не надо оставлять перо в воде и тем более в туши.

 

Так же следует избегать работы с акриловыми чернилами и тушью. Они очень быстро "забивают" перо и выводят его из строя. Начинать работу рекомендуется с чернил на водной основе - они медленнее сохнут на пере и позволяют не заниматься промыванием инструментов в течение работы.

 

Хранить перья следует отдельно от держателей, желательно в небольших закрытых коробочках во избежании поломки кончиков перьев.

АНАЛОГИ ШИРОКОГО ПЕРА

Для отработки почерков не обязательно работать именно плоским пером. Можно начать с более доступных аналогов или наоборот упростить себе задачу и взять более профессиональные инструменты.

 

Слева-направо:

 

- плоские кисти. Упругой кистью писать несколько сложнее, чем стальным жестким пером, но при должном упорстве в тренировках, ей можно овладеть в совершенстве и добиться очень живых штрихов. При этом чем длиннее волос кисти, тем неудобнее ей писать. Слева - художественная кисть, щетина, длина ворса 4 см. Такой кистью не рекомендуется писать без серьезной подготовки. Далее - упругая синтетическая кисть с ворсом 2 см. Она подходит для тренировок даже на начальных этапах работы.

 

- Parallel Pen от Pilot. Японские автоматические ручки с картриджами, заменяющие плоское перо. Дают идеальную линию, позволяют сделать градиенты цвета. Единственный недостаток - имеют только 4 ширины пера (1,8 - 2,4 - 3,8 - 6мм).

 

- Маркеры с наконечником "долото". Чаще всего это спиртовые маркеры разных фирм. Могут быть детскими (например в наборах IKEA), профессиональными художественными (на фото светло-лиловый от Vista-artista), наиболее распространенный вариант - перманентные маркеры, которые продаются почти во всех канцтоварах (тут Stabilo). Сейчас еще можно найти специализированные каллиграфические маркеры (ниже на фото - маркер Sakura).

На этом пока все, но продолжение следует :)

Успехов в освоении каллиграфии!